22–24 ноября в Москве проходил V Профессорский форум «Наука и образование в условиях глобальных вызовов». В этом году он стал частью объявленного Президентом России Владимиром Путиным Десятилетия науки и технологий. В мероприятии принял участие ректор МГИМО А.В.Торкунов.
Среди участников форума — руководители ведущих вузов России и стран СНГ и представители Министерства науки и высшего образования, иных органов государственной власти России, органов управления образованием стран Содружества, Российской академии наук, Российской академии образования.
К собравшимся обратился глава Минобрнауки В.Н.Фальков. Он отметил, что сегодня ключевой задачей является обеспечение технологического суверенитета — это касается как сферы научно-технологического развития, так и подготовки высококвалифицированных кадров. «В этом году тема форума „Наука и образование в условиях глобальных вызовов“» выбрана неслучайно. Вводные, которые мы получили в 2022 году, заставили посмотреть на все, что мы делали ранее под другим углом. Это касается взаимодействия студентов и преподавателей, оценки исследовательской работы, эффективности управления университетами, академической мобильности и международной деятельности. Нам нужно продолжать работать по всем этим направлениям, но по-иному, с поправкой на вызовы времени«, — отметил глава Минобрнауки России.
Так, по словам В.Н.Фалькова, в части академической мобильности необходимо делать акцент на развитии внутрироссийского направления. Кроме того, нужно восполнить упущения, которые были в предыдущие годы — наладить контакты с новыми странами и макрорегионами, где российские вузы не были достаточным образом представлены.
Ректор МГИМО, член Президиума РАН А.В.Торкунов, выступая перед участниками Российского профессорского собрания, остановился на влиянии цифровой трансформации на общественно-гуманитарные дисциплины и формирующейся «цифровой гуманитаристике». «Наша система высшего образования в целом и в особенности университеты, специализирующиеся на социогуманитарных направлениях, должны не просто адаптироваться к цифровой гуманитаристике как к новой нормальности — они должны активнее включаться в формирование формальных и неформальных норм, определяющих взаимодействие человека и технологий. Такая адаптация, — через смыслы и ценности — должна происходить именно через университетское образование и соответствующий пересмотр социогуманитарного контекста», — отметил ректор. Анатолий Васильевич также подчеркнул, что цифровая гуманитаристика тесно связана с идеей открытости науки — это не только бесплатный доступ к результатам научных исследований, но и использование программного продукта с открытым исходным кодом. Такие продукты следует активнее внедрять в научную и учебную жизнь университетов.
Форум проводится с целью поддержки Десятилетия науки и технологий, обсуждения актуальных проблем и научных достижений, определения приоритетных задач развития науки и образования, а также роли научной и образовательной элиты России в их выполнении.