Больше четверти CEO в стране имеют степень МВА, а согласно опросу НИУ ВШЭ, треть руководителей получили второе высшее образование. Эти данные приводятся в исследовании НИТУ «МИСиС» и Insighter Agency.
«Современный мир очень быстро меняется, поэтому руководители должны постоянно адаптироваться под регулярные вызовы, меняться сами и менять свои команды», — уверен президент «Меркатор Холдинг» Александр Белогорцев.
Считается, что повышение квалификации для руководителя — это прежде всего МВА, однако в последние годы в России начал появляться новый формат, который является продолжением MBA/EMBA — это программы Advanced Management Programs (AMP). На них учатся топ-менеджеры с опытом, которые уже имеют базовое бизнес-образование. Слушатели не изучают базовые бизнес-дисциплины, а сосредоточены на анализе лучших практик из разных индустрий, встречах с экспертами, изучении концепций, выходящих за привычный экономический дискурс.
Эксперты отмечают, что из-за быстро меняющихся реалий на первый план выходят краткосрочные курсы. Это дает возможность, с одной стороны, не растягивать обучение по времени, с другой — получать знания, которые не успеют устареть, когда закончится обучение.
«В последние годы мы живем в ситуации, когда у руководителей много новых задач, мало времени и огромная ответственность за результат, — отмечает директор департамента корпоративного обучения Школы управления «Сколково» Денис Конанчук. — И все это на фоне постоянных внешних вызовов, которые не всегда возможно предугадать. Бизнес-образование видит и реагирует на эту ситуацию, изменяя форматы и содержание программ. Один из основных трендов сегодня — сокращение сроков обучения без потери содержания».
«Сегодня популярны максимально практико-ориентированные курсы для топ-менеджеров, — говорит генеральный директор КРОС Екатерина Мовсесян. — Они могут длиться от нескольких дней до месяцев и обычно сфокусированы на решении конкретных задач бизнеса и кейсов».
Индивидуальный трек обучения — еще один важный пункт в обучении руководителей. Речь идет не только о создании индивидуальной обучающей программы, но и о формате, при котором такое обучение проводит личный коуч или наставник.
«Сейчас для повышения своих компетенций работа с коучами и менторами становится все более популярной и востребованной, — уверена партнер консалтинговой компании Kontakt InterSearch Галина Спасенова. — Так, один топ-менеджер после обучения с личным коучем в течение месяца смог выйти на новый этап профессионального развития и получить позицию председателя правления банка, что не удавалось ему на протяжении последних 10 лет». «Обучение топ-менеджмента — это достаточно тонкая история, — подтверждает руководитель программ по финансам и предпринимательству онлайн-платформы Skillbox Джульетта Алексанян. — Чаще всего топ-менеджеры выбирают нестандартные программы обучения, так как им некогда сидеть в классе бизнес-школы или проходить курсы онлайн. Поэтому запрос на повышение квалификации специалиста на руководящей должности решается точечно. Один из вариантов — приглашение профессоров бизнес-школ в офисы».
Разработкой индивидуальных треков обучения для руководителей занимаются даже в тех компаниях, где существуют собственные корпоративные университеты. «Корпоративные университеты чаще фокусируются на программах для среднего звена, так как это позволяет обучить по стандартам компании большое количество сотрудников, — отмечает Денис Конанчук. — Обучение топ-менеджеров встречается реже, так как требования к содержанию и формату программ другие. Для руководителей высшего звена важны специфические темы. Сейчас это новые рынки, клиентоцентричность, корпоративная культура, эффективная система управления».
Еще одна тенденция, которая наметилась в последнее время, — фокус на российской практике. Иностранные кейсы становятся все менее актуальными. «Если раньше, лет 10-15 назад, российский рынок образования перенимал практики из-за рубежа, например, изучал лучшие практики и тонкости академического бизнес-образования Гарварда, приглашал профессоров извне и так далее, то сегодня каждая страна ориентируется именно на свою повестку, поэтому и бизнес-школы подстраиваются под запросы российского бизнеса и российских предпринимателей», — отмечает Джульетта Алексанян.