Конституционная реформа — эффективный механизм для формирования современной идеологии и зрелого Гражданского общества.
На протяжении многих лет, с 2005 года Национальный Гражданский Комитет Российской Федерации и Группа компаний Сибирский Альянс ведут активную межгосударственную деятельность с Республикой Узбекистан. По различным направлениям, включая формирование дееспособного Гражданского общества и развитие гражданских институтов между Россией и Узбекистаном.
Создавая дружеские отношения с представителями дружественной Республики Узбекистан, всецело поддерживая президента Шавката Мирзёва, хотим отметить, что
Узбекистан стоит на пороге новых изменений, совершенствуя и изменяя внутреннюю структуру страны.
Новая конституция Узбекистана — это институциональные и фундаментальные перемены, на пороге которых стоит современный Узбекистан. Конституционная реформа должна стать надежным фундаментом для долгосрочного стратегического развития страны, а также реструктуризация нынешнего гражданского общества в современные дееспособные Гражданские институты не только в Центральной Азии, но и в целом на постсоветском пространстве. Инициатором таких нововведений стал президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев сразу после его вступления в должность.
О необходимости конституционной реформы президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев заговорил еще в ноябре 2021 года, в день инаугурации на второй президентский срок.
Действительно, в последние годы Узбекистан активно шел по пути реформ, которые, по мнению миссии ОБСЕ, «постепенно привели к положительным изменениям». Закономерно, что развитие государства со временем потребовало изменений в законодательстве, в том числе в Основном законе, принятом в 1992 году и нуждающемся в переменах, отвечающих на вызовы современности.
Узбекистан в Центральной Азии является государством, которое оказывает значительное влияние на общий политико-экономический фон региона. Поэтому, с учетом этого обстоятельства, референдум по изменениям в Конституции Узбекистана является важным событием не только для граждан Узбекистана, но и для всех народов, проживающих в Центральной Азии и, без сомнения, для России, которая является для Узбекистана стратегическим партнером.
Узбекистан, обладая растущим высокотехнологичным потенциалом, как государство, будет все более интересен, как минимум в экономической сфере, другим участникам международных интеграционных процессов. Соответственно, Узбекистан, проявляя инициативу в организации межгосударственных структур, задача которая является минимизировать потери, возникающие при взаимодействии между предприятиями из различных государств, способствует возникновению новых возможностей для экономик взаимодействующих государств, а также будет притягивать в пространство своих интересов все большее число желающих организовывать свою деятельность в создаваемых комфортных условиях, что несомненно положительно скажется на экономике и политике Узбекистана.
Конституция призвана стать той конструкцией, которая объединит народ Узбекистана в единое целое, общество способное ставить и решать задачи самого высокого уровня – задачи, нацеленные на то, чтобы Узбекистан стал одним из самых развитых государств в Мире, чтобы граждане Узбекистана имели достойную жизнь, видели перспективы для своих детей, могли реализовать свои желания и мечты.
Инициатором изменений стала Либерально-демократическая партия Узбекистана, которую поддержали партия «Миллий тикланиш», а затем и другие политические движения, и общественные организации. В конце июня Мирзиёев на встрече с конституционной комиссией отметил, что современная ситуация требует принятия безотлагательных стратегических решений, реагирования на усиление мировых процессов трансформации и конкуренции. Он подчеркнул, что за короткое время облик узбекского общества кардинально изменился. Это коснулось всех важных общественных сфер — политико-правовой, социально-экономической и духовно-культурной. В данной ситуации конституционная реформа стала закономерным этапом в решении новых задач развития страны.
В обновленной Конституции важное место займет положение о том, что Узбекистан является социальным государством, в котором создаются достойные условия жизни для всех и для каждого. Самой важной частью обновлённой Конституции Республики Узбекистан является обеспечение граждан жильем, укрепление экономических и духовных основ семьи, создание всех условий для обеспечения интересов и полноценного развития детей, поддержка лиц с ограниченными возможностями, охрана здоровья человека и окружающей среды.
Государства в современном Мире взаимозависимы и межгосударственная интеграция имеет важное значение для развития Узбекистана по самым различным направлениям. Конституция способствует участию Узбекистана в интеграционных процессах на благо гражданам Узбекистана и всего региона в целом.
Конституция гарантирует поднятие общего уровня граждан Узбекистана во всех сферах человеческой деятельности: духовном, научном, интеллектуальном, – что является важным условием для развития Узбекистана, способности освоить высокие современные технологии, быть генератором прорывных решений в самых различных областях человеческой деятельности.
В общей сложности изменения в Конституцию должны затронуть четыре основных направления: права и свободы граждан, устройство гражданского общества, социальные гарантии, а также развитие и взаимоотношение демократических институтов.
Направленность реформ на развитие прав и свобод человека отражена в обновленном варианте преамбулы к Конституции, где появились слова о приверженности национальным и общечеловеческим ценностям, о построении социального и светского государства.
В новой редакции Конституции также прописаны положения, актуальные в условиях цифровизации: о праве на доступ к интернету и свободном пользовании им; о праве каждого на ознакомление с данными, собранными о нем государственными органами, органами самоуправления и любыми организациями; о праве требовать исправления недостоверных данных и на уничтожение незаконно собранных данных.
В той или иной редакции Конституция Узбекистана представляет из себя реальную основу для дальнейшего развития Узбекистана как государства. Сила Узбекистана, как государства, отражается в гражданах Узбекистана – чем умнее, духовно сильные, обладающие многими компетенциями, целеустремленнее граждане, тем сильнее государство.
Неукоснительное выполнение статей Конституции всеми гражданами Узбекистана позволит не только сосредоточить усилия на налаживание взаимовыгодных отношений в культурной, экономической, образовательной и других сферах со всеми государствами, но и позволит повысить уважение к Узбекистану во всем Мире, значительно повысит возможности Узбекистана в самых различных сферах деятельности.
Для государства одной из самой сложной и важной задачей является создание и поддержание всех необходимых условий в обществе, чтобы статьи Конституции соблюдались всеми независимо от пола, возраста, занимаемой должности, социального статуса, конфессиональной принадлежности.
Граждане Узбекистана должны гордиться страной, в которой они живут, должны видеть, что государство прилагает все необходимые усилия для того, чтобы было чем гордиться. Уровень образования, здравоохранения, технологий, условия проживания должны постоянно улучшаться, как минимум, соответствовать современным требованиям – и реализация этих возможностей закреплена в Конституции. Граждане Узбекистана должны иметь возможность реализовать свои жизненные устремления именно в Узбекистане, и государство должно предоставить каждому такую возможность через продуманный подход к организации общества, своего внутригосударственного пространства.
Конституция Узбекистана – это основа, которая носит объединяющий характер для граждан Узбекистана, и которая является опорой для осуществления деятельности, нацеленной на развитие Узбекистана.
Гражданское общество как институт формирования новой конституции Узбекистана.
Председатель Национального Гражданского Комитета Российской Федерации и председатель совета директоров Группы компаний Сибирский Альянс , Владимир Самойленко, с 2005 года ведёт активную межгосударственную деятельность с Республикой Узбекистан по различным направлениям, включая формирование дееспособного Гражданского общества и развитие гражданских институтов между Россией и Узбекистаном. Он как один из инициаторов формирования гражданского общества в России, даёт следующее определение понятию Гражданского общества: Гражданское общество — это совокупность негосударственных общественных институтов и отношений, позволяющих личностям, гражданам и их саморегулируемым объединениям реализовывать частные инициативы или корпоративные интересы, которые гарантированы и защищены государством и его Конституцией.
С другой стороны, это — общество, экономически и духовно свободных граждан, которые кроме прав, имеют и обязанности перед государством.
У нас все время забывают о личности, когда говорят о гражданском обществе. Личность и гражданин — это самая важная составляющая гражданского общества.
На сегодняшний день оно находится в стадии становления. Это связано с рядом причин, зачастую чисто исторических причин. Не хочется сказать, что в Советском Союзе не было гражданского общества или таких институтов. Хотя и в достаточно бюрократизированном виде, но оно было. Дети, молодежь могли бесплатно реализовать свои творческие, спортивные и иные потребности. Были и такие формы объединений, как клубы самодеятельной песни, студенческие строительные отряды, союзы научно-технического творчества молодежи, те же самые профсоюзы, которые давали возможность для отдыха и других видов досуга граждан.
Сейчас ситуация в стране совершенно другая. Поэтому следует определять состояние гражданского общества как стадию становления его основных институтов. Это фактически первая стадия. Надо посмотреть на институты гражданского общества. Что мы понимаем под этим? Это, прежде всего, организации, граждане и их объединения. Что за объединения? Объединение граждан в виде некоммерческих, общественных и благотворительных организаций. Второй институт, по своей значимости крайне важный, — это электронные и печатные СМИ. Это один из наиболее влиятельных институтов, поскольку он формирует общественное мнение. В начале-середине 90-х годов он был наиболее активным гражданским институтом, но использовался он, как правило либо олигархическими кругами, либо властными группировками и политиками в борьбе за эту власть.
Сейчас этот институт практически находится или в руках государства, или в руках крупных финансово-промышленных групп. Естественно, он отражает интересы либо государства, если это государственный телеканал или печатное издание, либо, если это корпоративные СМИ, то отражает интересы корпоративные. В любом случае можно говорить об их сильном влиянии на гражданское общество и формирование конституционного строя Узбекистана. Еще один важный институт гражданского общества — это различные религиозные организации. Не случайно за их поддержку идет борьба во время предвыборных кампаний.
Нельзя не упомянуть об особом институте гражданского общества, очень важном, на наш взгляд, это политические партии. Как ни парадоксально, сами политические партии не осознают себя институтами гражданского общества, хотя они таковыми являются и играют важную роль в формировании Конституции страны. А уж в условиях нашего законодательства, когда только через этот институт наш гражданин или представители гражданских институтов могут попасть в законодательную ветвь власти, для предоставления и защиты интересов различных институтов гражданского общества они приобретают особенное значение. Но, к сожалению, они только в своих программах записывают, что отражают интересы гражданского общества. На самом деле, прямого диалога с общественными и гражданскими организациями они не ведут.
Политические партии — это тот гражданский институт, через который граждане могут попасть и отстаивать интересы своих организаций в законодательных органах власти, и тем самым влиять на формирование законодательной базы страны, включая основной документ страны, Конституцию.
Ключевыми и важнейшими факторами становятся и выходят на первый план вопросы о месте человека в жизни страны и общества, его чести и достоинстве. С пониманием этого и должны формироваться приоритетные политико-правовые, социально-экономические и духовно-нравственные принципы, ценности и интересы. Это позволяет понять, как именно должна повлиять новая конституционная реформа Узбекистана на жизнь простых узбекистанцев, обеспечение благосостояния населения, развитие общества и государства. Отразить ответы на эти вопросы в тщательно разработанных правовых нормах Конституции — веление времени.
Президент Узбекистана, в ходе своей предвыборной кампании сделал акцент на вопросах социального, правового и экологического характера.
В частности, было много вопросов, связанных с проблематикой укрепления конституционно-правовых основ защиты частной собственности, в том числе на землю и недра, обеспечения человеческого достоинства, прав и свобод граждан, межнационального и межконфессионального согласия в стране. Большое внимание уделялось необходимости бережного донесения до будущих поколений традиционных ценностей, в частности, укрепления института семьи, развития государственной молодежной и гендерной политики, инновационной экономики и экономики знаний, расширения инвестиций в экономику и социальную сферу.
Конституция как гарантия современного развития страны
Обновленная Конституция должна стать надежным гарантом реализации долгосрочных стратегий развития Узбекистана, процветания жизни страны и народа.
По мнению Шавката Мирзиёева, принятие обновленного основного закона в 2022 году, в дни празднования 30-летия Конституции Узбекистана, «будет делом, достойным традиций нашей национальной государственности, отражающим интересы народа».
Во-первых, необходимо заменить ранее действовавший принцип «государство — общество — человек» на новый: «человек — общество — государство»,закрепить его в национальном законодательстве и правовой практике.
Во-вторых, в процессе экономических реформ главным критерием должно стать обеспечение интересов человека. «Это — важнейшее условие построения действительно народного , социального государства».
В-третьих, конституционное закрепление роли и статуса институтов гражданского общества, отражающее принцип «Общество — инициатор реформ», также является требованием времени.
В основном законе необходимо определить конституционные основы развития института семьи, бережного донесения до будущих поколений традиционных человеческих ценностей, дальнейшего укрепления межнационального согласия в стране.
В целях полного обеспечения прав и интересов молодежи в Конституции должны быть отражены государственная молодежная политика,вопросы всесторонней поддержки молодежи, ее права и обязанности.
По мнению президента, настало время закрепить в качестве конституционной нормы принцип«Новый Узбекистан — социальное государство».
В целях повышения эффективности действующей системы защиты прав человека в Конституции также должны быть отражены вопросы недопущения детского труда, надежной защиты прав инвалидов, представителей старшего поколения.
В настоящее время многие развитые государства, учитывая глобальные климатические изменения, вводят в свои конституции специальные экологические разделы. «В Конституции Узбекистана также важное место должно быть отведено правовым нормам, касающимся этого актуального вопроса», — считает президент.
Также целесообразно закрепить на конституционном уровне вопросы развития детских садов, школ, сфер высшего образования и науки.
В Конституции должно быть четко прописано определение статуса махалли и обязанностей государственных органов в процессе взаимодействия с ней. При этом будет указано, что Махалля не является частью системы органов государственной власти, может самостоятельно решать вопросы локального значения на местах, получать поддержку от государства в этих целях. Без преувеличения можно сказать, что эта форма местного самоуправления является надежным, проверенным временем мостом между государством и его гражданами.
Немаловажную роль в новой Конституции Узбекистана будут иметь вопросы внешней политики и развитие международных и внешнеэкономических отношений.
Расширение делового сотрудничества предпринимателей с деловыми и финансовыми кругами, посредством осуществления собственной предпринимательской и производственной, а также кредитно-финансовой деятельности Группа Компаний Сибирский Альянс, являющаяся межгосударственным партнёром Узбекистана с 2005 года, вносит значительный вклад в развитие международных экономических отношений между Россией и Узбекистаном.
Группа компаний Сибирский Альянс и Национальный Гражданский Комитет Российской Федерации были инициаторами создания системы поставок плодоовощной и другой продукции из Узбекистана в Россию и наоборот. Была создана межгосударственная торговую организацию Международное Торговое Агенство Узэкспорт.
Группа компаний Сибирский Альянс была оператором поставок овощей и фруктов в Россию и предлагала правительству Узбекистана универсальную логистическую систему поставок сельхозпродукции из Узбекистана в Россию.
Группой Компаний Сибирский Альянс совместно с компанией «Узбеккозиковкатхолдинг» была создана сеть плодоовощных баз в России. А также сеть Транспортно Логистических Центров в Узбекистане.
Благодаря инициативе президента Узбекистана ШавкатаМирзиеева, Группой компаний Сибирский Альянс и «Узбекозиковкатхолдинг» были подписаны ряд соответствующих документов о взаимодействии, предусматривающие развитие взаимоотношений в этой области между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией.